ФЭНДОМ

По умолчанию для загрузки Ubuntu используется загрузчик GRUB (GRand Unified Boot Loader). Сравниться с ним по популярности в кругу Linux-дистрибутивов для ПК, пожалуй, может только LILO (LInux LOader), а на общесистемной арене — NTLDR, загружающий Windows XP/2000/2003 Server. Всего же загрузчиков существует много, (уж, не меньше, чем архитектур). GNU GRUB (GRand Unified Bootloader) — программа-загрузчик для UNIX-подобных операционных систем (GNU/Linux, Solaris, BSD и другие). Позволяет устанавливать несколько различных операционных систем на одном компьютере и выводит меню при загрузке.

Основные возможности GRUB: Править

  • Загрузка Linux, Solaris, *BSD ядер
  • Передача управления другим загрузчикам (chainloading)
  • Защита паролем пунктов меню
  • Поддержка BOOTP и TFTP для сетевой загрузки
  • Интерактивная командная строка загрузки
  • Поддержка файловых систем (FFS, FAT16, FAT32, Minix, ext2, ReiserFS, JFS и XFS) и чтение файлов конфигурации, ядер, initrd и других файлов прямо с файловой системы.

Файл конфигурации Править

Файл конфигурации GRUB в Ubuntu по умолчанию таков: /boot/grub/menu.lst В файле описываются пункты загрузучного меню. Каждый пункт начинается ключевым словом title, текст содержащийся после него на той же строке и является названием пункта меню. На следующих строках следует описание действий, выполняемых загрузчиком при выборе соответствующего пункта. default 0 - определяет какой блок title будет загружаться по истечению времени timeout если не нажимать никаких клавиш. Блоки title нумеруются по порядку начиная с 0 (нуля). timeout 10 - время для выбора режима загрузки.Если пользователь ничего не трогает, по истечении тайм-аута выбирается метка, указанная в поле default.

Блок, вроде такого, отвечает за загрузку Windows:

title Microsoft Windows XP ## название пункта меню
rootnoverify (hd0,0)## определение раздела с ОС
makeactive ## придание разделу статуса активного
chainloader +1 ## передача загрузки NTLDR

Linux загружается примерно так:

title Ubuntu 7.10 kernel 2.6.22 ## название пункта меню
root (hd0,1) ## определение раздела с ОС
kernel /vmlinuz root=/dev/hda2 ## передача загрузки ядру, возможно, вместе с дополнительными параметрами

Самая ответственная операция, как вы, наверное, догадались — правильно указать корневой диск и раздел, с которых продолжится загрузка системы.

Жёсткие диски и разделы на них GRUB именует по-своему, в виде (hdномер_диска,номер_раздела), причём нумеровать начинает с нуля. Тут важно знать вот что: (hdX,Y) — означает Y+1-ый раздел на X+1-ом диске. То есть (hd1,0) — это первый раздел второго диска в вашем компьютере (в нотации GRUB (да и Linux) диски и разделы нумеруются с нуля, только и всего). Тем, кто привык к буквенным обозначениям в Windows, без них будет тяжеловато, но дистанцироваться от них следует хотя бы потому, что они непостоянны и могут изменяться (в результате чего, возникают известные проблемы). Диски нумеруются в соответствии с подключением, разделы — в соответствии с порядком следования на диске. Как правило, (hd0,0) — это первый раздел master-диска подключенного к основному (primary) IDE-контроллеру либо к нулевому SATA порту.

Если загрузиться вдруг не получается, то вы всегда можете перевести GRUB в режим редактирования нажатием клавиши «e», после этого вы вручную сможете отредактировать параметры загрузки.

Есть у GRUB и командный режим (попасть в него можно, остановив загрузку клавишей «Esc» и нажав «c»). Набрав в командном режиме help, вы получите список всех доступных команд.

help имя_команды 

поможет получить краткую справку по соответствующей команде GRUB.

Например:

find /boot/vmlinuz 

покажет в каких разделах располагается ядро (или ядра, если их несколько) Linux на вашей машине. Кроме того, для конфигурирования GRUB есть как минимум две GUI-утилиты для редактирвоания файла menu.lst. Из исходников (не бойтесь, в данном случае это действительно просто) можно установить GRUBed, а в репозитариях есть StartUp-Manager. C помощью GRUB и Gfxboot можно организовать и графическое загрузочное меню. Сделать это не сложно, к тому же существует много готовых тем.